[груз. დავით და ლუკიანე გარეჯელები], преподобные (пам. 7 мая и четверг по Вознесении Господнем), основатели монашеской жизни в Гареджи. Давид - ученик и сподвижник прп. Иоанна Зедазнийского, один из 12 сир. отцов (сер. VI в.). Сведения о нем и его ученике Лукиане содержатся в Житии Давида, составленном вскоре после его кончины и сохранившемся в поздних рукописях. Наиболее древняя кименная редакция Жития (X в.), вероятно, была создана католикосом Картли Арсением II (Кекел. A 833, XII-XIII вв.; H 1336, 1769 г.- Какабадзе. 1926. С. 36-42). Критическое издание Жития с использованием обеих рукописей осуществлено И. Абуладзе в 1963 г. (ПДГАЛ. Т. 1. С. 229-240).
На основе кименной редакции неизвестным автором XII в. была создана метафрастическая версия Жития (Кекел. S 449, XIII-XIV вв.; А 160, 1699 г.; СПбФИВ РАН H 22, XVII-XVIII вв.; Кекел. A 126, XVIII в.; А 130, 1713 г.; А 170, 1733 г.; H 1672, 1740 г.; A 176, 1743 г.; Н 2121, 1748 г.; СПбФИВ РАН M 21, 1842 г.), в сер. XVIII в. переработанная митр. Самтависским и Горийским Романом (ЦГИАГ. Ф. др. рукописей. Ед. хр. 252, 1737 г.). Абуладзе в 1955 г. издал 2 метафрастические редакции Жития (Древние редакции Житий сир. подвижников. 1955), в 1971 г. выпустил критическое издание (ПДГАЛ. Т. 3. С. 170-207; Там же. С. 291-331). Существует также синаксарная версия Жития (Кекел. A 220, 1726 г.- ПДГАЛ. Т. 4. С. 407-415).
Согласно Житию, Давид приходился родственником прп. Иоанну Зедазнийскому и был его учеником. Он последовал за преподобным в пустынь и через неск. лет, получив благословение прп. Симеона Столпника (Младшего), Давид в числе др. сир. отцов прибыл в Грузию и поселился на горе Задени близ древней столицы Грузии - Мцхеты. Спустя 3 года прп. Иоанн послал учеников проповедовать во все концы Грузии. Давид обосновался близ Тбилиси на горе Мтацминда (груз.- св. гора; др. название: Мамадавити - отец Давид), на склоне к-рой устроил небольшую пещеру (сохр. до наст. времени) и часовню. Учеником Давида стал один из местных жителей, также впосл. прославленный как преподобный,- Лукиан. Каждый четверг они спускались в город и проповедовали. В Житии рассказывается, что подвижники многих обратили в христианство, совершали чудеса. Язычники подкупили беременную женщину, с тем чтобы она указала на Давида как на отца ее ребенка. На суде преподобный призвал ее сказать правду, иначе она родит камень. Он коснулся посохом ее живота и повелел ребенку назвать имя отца. Толпа побила клеветницу камнями. По преданию, женщина родила камень. Считается, что с этим событием связано возведение ц. Квашвети (груз.- родившая камень), которая в наст. время находится напротив совр. здания Парламента Грузии в Тбилиси. Опечаленный происшедшим, Давид испросил у Бога источник целебной воды, и на горе Мтацминда забил ключ благодатной для бездетных семей воды.
Д. и Л. Г. покинули Тбилиси и обосновались в полупустынной местности Гареджи (70 км от Тбилиси, юго-запад Кахети, древняя Кухети), в маленьких естественных пещерах хребта каждый высек в стене низкое узкое ложе. Как повествует Житие, они молились под открытым небом, пили дождевую воду, собирая ее в выдолбленные в скале углубления, питались травой, кореньями и молоком, к-рое давали 3 лани с детенышами (этот эпизод стал одним из наиболее ярких иконографических сюжетов в росписях Гареджи). С ланями связаны еще 2 житийных эпизода: о драконе, похитившем одного из детенышей и испепеленном ангелом, и об охотниках, гнавшихся за ланями.
Эриставом Рустави Бубакаром в скале напротив пещер отшельников была высечена первая небольшая церковь зального типа, освященная в честь Преображения Господня. В Житии описывается, как однажды, преследуя во время охоты фазана, Бубакар оказался рядом с молящимся Давидом, который попросил сохранить птице жизнь. Разгневанный охотник схватил меч и хотел ударить Давида, но его рука окаменела. Потрясенный чудом, он исповедал Христа и был исцелен. Когда по молитве Давида выздоровел и сын Бубакара, эристав вместе с семьей и домом крестился.
Вскоре в пещерах стали селиться люди, также искавшие уединения, и образовался мон-рь, позже получивший название Давидгареджийской лавры. Рядом стали возникать новые обители. Ученик Давида прп. Додо Гареджийский по благословению учителя основал напротив лавры мон-рь Додос рка (груз.- ветвь Додо) во имя Пресв. Богородицы; Лукиан, согласно местному преданию,- монастырь Натлисмцемели (груз.- Креститель) во имя св. Иоанна Предтечи (ПДГАЛ. Т. 1. С. 239; Чубинашвили. 1948. С. 31-32). Обители были устроены по сир. общежительному уставу, рядом с мон-рями подвизались аскеты-отшельники. В Житии сообщается о чуде, совершенном Давидом: вняв мольбам монаха, жаловавшегося на горькую воду Гареджи, он претворил ее в сладкую.
С именем Давида связано появление Камня благодати, чудотворной святыни Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) и ценнейшей реликвии Гареджи. Согласно Житию, Давид с неск. монахами совершил паломничество в Иерусалим ко Гробу Господню. Достигнув города, он по смирению не вошел в него и молился на Горе благодати, «откуда и виден божественный город, святой Иерусалим» (ПДГАЛ. 1971. Т. 3. С. 198-199, 237). Давид взял с горы 3 камня, в ту же ночь Иерусалимскому патриарху Илии II (494-516) во сне явился ангел, к-рый сказал, что груз. монах вынес всю благодать из Иерусалима. Гонцы патриарха нагнали преподобного, направлявшегося в Грузию, и по указанию ангела забрали 2 камня, оставив один, приравненный ангелом к 1/3 благодати Гроба Господня. Монахи Гареджи мн. века сохраняли Камень благодати под спудом возле могилы Давида (ныне хранится в Грузинской Патриархии). По преданию, троекратная молитва возле камня приравнивалась к паломничеству в Иерусалим.
Давид, прозревая свою кончину, собрал всех насельников Гареджи и простился с ними. Преподобный преставился в четверг по Вознесении Господнем. Слепой от рождения монах, прикоснувшись к телу Давида, прозрел. Д. и Л. Г. были погребены в Преображенской ц. Давидгареджийской лавры, их могилы особо почитались на протяжении веков и были местом паломничества.
В VI в. ГПЦ причислила Д. и Л. Г. к лику святых (Габидзашвили. 2001. С. 96-97). Каждый четверг после 7 мая (за исключением периода Великого поста) на Мтацминде совершали литургию в память Давида, особенно много собиралось молодых женщин и девушек, молившихся преподобному о чадородии и сохранении семейного очага.
По данным нарративных источников и монастырской традиции, могила Давида сохранилась почти в первозданном виде: она была высечена в скале под стеной Преображенской церкви и находится возле алтаря, в высоком сводчатом рукаве юго-вост. части. В ее планировке, характерной для регионов христ. Востока раннего средневековья, особенно заметны сир. черты, к-рые впосл. получили широкое распространение в Грузии при сооружении усыпальниц сир. отцов в мон-рях Зедазени, Цилкани, Марткопи, Алаверди, Хирса, Брети, Самтависи, Гареджи (мон-ри св. Додо, Бертубани, Цамебули, Удабно).
В сер. IX в. настоятелем Давидгареджийской лавры прп. Иларионом Грузином Преображенская ц. была обновлена и расширена, могила Давида оказалась в юж. части интерьера церкви и была огорожена с севера, т. е. со стороны церковного зала. В период настоятельства «нового строителя Гареджи» прп. Онуфрия Гареджийского (Мачутадзе) (2-я пол. XVII - 1-я пол. XVIII в.) лавра и усыпальница, вероятно, были отремонтированы (Кекел. Ad 87; ЦГИАГ. Ф. 1448. Ед. хр. 1830). В гареджийских документах этого периода лавра часто именуется усыпальницей Давида. Вероятно, в это время появились 2 плотно спаянных друг с другом слоя перекрытия раки Давида. Обнаруженные фрагменты живописи (остатки полос черного, красного и белого цветов) во 2-м слое можно считать фрагментами фрескового изображения Давида над ракой. Раку украшала мраморная плита с надписью, исполненной гражданским письмом мхедрули.
К сер. XIX в. рака была оштукатурена известью и покрыта расшитым канителью покровом (Алекси-Месхишвили. 1864. № 8. С. 41). К этому же времени относится, по-видимому, и сводчатая ниша в нижней части вост. стены юж. рукава для иконы над ракой. Не исключено, что здесь нек-рое время хранился скрытый под спудом во время нашествий лезгин и турок Камень благодати, обнаруженный в 1811 г. при обновлении церкви. Во 2-й пол. XIX в. камень видели А. Н. Муравьёв (Муравьёв. 1848. С. 106) и еп. Кирион (Садзаглишвили; впосл. Католикос-Патриарх) (Кирион (Садзаглишвили), еп. 1901. С. 26-27). У алтарной преграды стояла большая икона Давида, епископ упоминает также о серебряном паникадиле, к-рое висело над ракой (Там же. С. 40).
1 окт. 1857 г. усыпальница была разрушена лезгинами (Грдзелишвили. 1868. С. 81). В 60-х гг. XIX в. было решено обновить раку Давида. В рапорте, посланном настоятелем мон-ря Иоанном экзарху Грузии Евсевию (Ильинскому), наряду с др. сведениями содержатся данные о форме и строении раки (285×132×36 см). Могила была обложена кирпичом на известковом растворе, имела сводчатое перекрытие и небольшое отверстие «для доставления священного праха» (ЦГИАГ. Ф. 500. Ед. хр. 350). В 80-х гг. XIX в. стараниями М. П. Сабинина рака была обновлена: на могилу возложена мраморная плита, обведенная по периметру надписью, на вост. стене рукава была установлена большая живописная икона Спасителя (ГМИГ. Негатив Д. Ермакова № 571, XIX в.). Приблизительно к этому же периоду относится свидетельство иером. Каллистрата, сообщившего, что на раке «стоит новый позолоченный гроб из ореха, а на нем - изображение святого Давида, покрытое парчой, расшитой канителью» (Кирион (Садзаглишвили), еп. 1901. С. 40). Возможно, под «гробом» имелась в виду внутренняя часть могильной плиты с изображением Давида, вырезанным по дереву.
В 1917-1918 гг. святыни Гареджи пострадали, были разорены раки Давида и св. Додо (Сакартвело: Газ. Тифлис, 1918. 18(31) янв. № 14. С. 2). В 1926 г. Г. Бочоридзе обнаружил во дворе лавры разломанный надвое камень (225×98 см) с гробницы Давида, который перевезли в Тифлис (хранится в лапидарии Армазисхеви: ГМИГ. № 220) (ЦГИАГ. Ф. 1753. Ед. хр. 105). По периметру плиты следует надпись на асомтаврули: «Величаем тя, преподобный отче Давиде, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов. Помилуй Сабинина, жившего в изгнании. 1892 г.».
В 60-х гг. ХХ в. была осуществлена реставрация усыпальницы Давида: планировка раки времен позднего средневековья была сохранена, внутреннее пространство заполнено на 40 см слоем каменистого щебня и строительного мусора. Прямоугольное перекрытие раки оштукатурили цементным раствором.
11 июня 2000 г. по благословению КатоликосаПатриарха всей Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) с целью обновления раки Давида. Отделом охраны и поиска святынь Грузинской Патриархии и Центром по изучению Гареджи была начата расчистка могилы преподобного. В работе также принимала участие братия Давидгареджийской лавры, окормляемая игум. Лукой (Ломидзе; ныне епископ сагареджойский и Ниноцминдский). Сразу же после вскрытия могилы Давида Католикос-Патриарх Илия II отслужил молебен преподобному. Из могилы была взята частица мощей (хранится в Грузинской Патриархии), мощи были обложены иерусалимской землей и орошены благовониями, сверху поместили чашу с изображением Рождества Христова и покров и засыпали очищенной землей из могилы. Работы были завершены осенью 2000 г., рака Давида была облицована болнисским туфом, на нее возложена плита, украшенная изображениями оленя и жезла, надписью и орнаментом, имеющая небольшое углубление, в к-ром покоится аналог Камня благодати. Часть обнаруженного в раке вещественного материала (фрагменты керамики, дерева, стекла и металла) перенесли в Тбилиси (ГМИГ).
В наст. время могила Давида (глубина 137 см, длина 182, ширина 40-45, высота 33-35 см) расположена по оси «восток-запад» и обведена относительно узкой ступенью (шириной 8-10 см), служившей опорой для 2 рядов плоских плит перекрытия. На неск. фрагментах заметны полукруглые края отверстий для евлогии, что характерно для ранних сир. церквей. Источники отмечают, что они использовались для извлечения священной пыли из могилы (см.: Чубинашвили Н. Путешествие - Кекел. А 1767. Л. 153 об., опубл.: Цагарели. 1888. С. 46). В Житии прп. Онисифора Гареджийского, созданном прп. Гавриилом Мцире († 1802), указано, что прп. Онисифор (XVIII в.) изгнал беса из некоего юноши, дав ему выпить воды, перемешанной со священной пылью из могилы Давида (ПДГАЛ. Т. 5. С. 115). В «Богодухновенных повествованиях» прп. Гавриила рассказывается о чудесах, связанных с извлечением св. частиц из могилы Давида (Гавриил Мцире. 2002. С. 13-14). Существование этой практики в Гареджи документально прослеживается до 60-х гг. XIX в. (ЦГИАГ. Ф. 500. Ед. хр. 350).
Несмотря на неоднократное обновление могилы, мощи Давида сохранились практически не тронутыми, в первоначальном положении захоронения, были зафиксированы и остатки превратившейся в землю черной ткани.
Место захоронения Лукиана не выявлено. Согласно монастырскому преданию, записанному А. Муравьёвым, святой был похоронен под ступенью, идущей вдоль раки Давида (Муравьёв. 1848. С. 106). Место погребения Лукиана уточняется в метафрастической редакции Жития Давида: прп. Иларион Грузин «в бытность свою в Гареджи создал... раку... в которой ныне покоятся честные мощи святого отца Давида, где снаружи, вдоль святого алтаря, находится могила святого Лукиана» (ПДГАЛ. Т. 3. С. 197). В поздних документах монастырей Гареджи указания на погребение Лукиана рядом с могилой Давида отсутствуют (ЦГИАГ. Ф. 1449. Ед. хр. 1553, 1582 г.; 1555, 1590 г.; Кекел. Hd 1377, 1597 г.; ЦГИАГ. Ф. 1449. Ед. хр. 1860, 1700 г.; Кекел. Ad 341, 1703 г.; 1028, 1704-1712 гг.; 78, 1715 г.; 1099, 1748 г.; 419, 1748 г.). Сабинин сообщает, что место захоронения Лукиана утеряно (Сабинин. Рай. С. 292). Г. Чубинашвили усыпальницей Лукиана считал раку в сев. рукаве Преображенской ц. (Чубинашвили. 1948. С. 40).
Летом 2000 г., после расчистки могилы Давида, было решено вскрыть пол между его ракой и совр. амвоном, однако никаких следов захоронения обнаружено не было. В авг. 2002 г. по благословению КатоликосаПатриарха Илии II было решено вскрыть 2-ю раку Преображенской ц.: в юго-зап. углу было обнаружено высеченное в полу небольшое (70×30×35 см) углубление с мощами святого. Поздняя датировка раки, а также исторические свидетельства позволяют предполагать, что здесь покоятся мощи св. Додо, 16 марта 1880 г. перенесенные в лавру по инициативе Сабинина из опустевшего мон-ря св. Додо (Кекел. S 3283; Сабинин. Рай. С. 639; он же. Мой ответ И. Г. Бердзенову. 1881. С. 3; Бердзенов. 1881. С. 3).
Возможно, место захоронения Лукиана находится в пространстве под амвоном или на отрезке, примыкающем к могиле Давида с юга, и скрыто более поздней юж. стеной церкви. Возможно, могила Лукиана находится снаружи церкви, в непосредственной близости от стены.
Основная часть изображений Д. и Л. Г. сохранилась в мон-рях Гареджи. Давид представлен старцем с длинной, заостренной книзу бородой красноватого цвета, облаченным в монашескую одежду с куколем на голове или на плечах. Лукиан изображается человеком средних лет, с недлинной закругленной коричневой бородой, недлинными, забранными за уши волосами, также облаченным в монашескую одежду.
Сцены из Жития Давида помещены в диаконнике главного храма мон-ря Удабно (роспись X в., частично переписана и дополнена в нач. XIII в.). Они представлены в хронологической последовательности: прибытие Д. и Л. Г. в Гареджийскую пустыню, молитва Давида, чудо Давида (зап. стена), обретение воды, поднимающиеся по лествице гареджийские пустынники, паломничество Давида в Иерусалим (сев. стена). Живопись отличается монументальностью, особенно на сев. стене, где размещены большие сцены с крупными фигурами. В росписи сев. стены зала церкви (1-я пол. XI в.) помещены 3 чуда Давида (доение ланей, лани перед Д. и Л. Г., сожжение дракона).
В пещерной ц. Моцамета (груз.- мученики; расположена над лаврой, на вершине горы Удабно), выстроенной на месте, где ежедневно молился Давид, сохранились фризовые изображения житийных сцен. Первоначальная роспись датируется XI в., видимо, в кон. XII - нач. XIII в. возле сев. стены был возведен саркофаг и поверх ранней росписи была написана сцена избиения гареджийских монахов иноверцами.
В сцене «Доение ланей» Лукиан изображен на рельефе, вставленном в кон. X в. в сев. угол зап. фасада Атени Сиони, а также на рельефах на зап. стене трапезной мон-ря Бертубани (нач. XIII в.) и на сев. стене ц. ап. Иоанна Богослова в Давидгареджийской лавре (XVII в.).
Давид с благословляющим жестом помещен среди образов ктиторов в росписи главной церкви (1-я пол. XI в.) и в ц. Благовещения (кон. XIII в.) мон-ря Удабно, в главной церкви мон-ря Натлисмцемели (кон. XII в.). Фронтально Давид представлен в росписях трапезной мон-ря Удабно (1-я пол. XI в.), ц. свт. Николая в Кинцвиси (нач. XIII в.), главной церкви в Ананури (кон. XVII - нач. XVIII в.), вместе с Лукианом - в малой молельне в верхнем дворе Давидгареджийской лавры (нач. XIX в.), в числе 13 сир. отцов в церкви мон-ря Марткопи (1856).
Изображение Д. и Л. Г. сохранилось на миниатюре в сб. Житий XVII в. (Кекел. S 3269. Л. 24). Давид представлен на груз. иконе XIV в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае), вместе с прп. Додо на иконе из иконостаса предположительно сер. XVIII в. (происхождение неизв.; ГМИГ), в числе 12 сир. отцов на иконе XIX в. из мон-ря Шиомгвиме (ГМИГ), вместе с преподобными Иоанном Зедазнийским, Шио Мгвимским и Додо Гареджийским на иконе XIX в. (ГМИГ). Лукиан изображен на иконе из мон-ря св. Додо (кон. XVIII - нач. XIX в., ГМИГ). сохранился негатив, сделанный Д. Ермаковым в XIX в. (ГМИГ) с иконы Давида (вероятно, XVIII в.) с 7 житийными клеймами. Аналогична ей икона кон. XVIII - нач. XIX в. (ГМИГ).